Опера П. И. Чайковского «Черевички», поставленная Сергеем Новиковым, представляет собой веселую рождественскую сказку Гоголя, оживленную волшебной музыкой Чайковского и современными технологическими эффектами. Интерес Чайковского к произведениям Гоголя был постоянным, и в 1874 году он откликнулся на конкурс Российского Музыкального Общества, создав оперу по повести «Ночь перед Рождеством». Первоначально названная «Кузнец Вакула», опера была завершена за три месяца и удостоена главной премии.
Однако премьера «Кузнеца Вакулы» в Мариинском театре в 1876 году провалилась. Чайковский признал, что опера была перегружена деталями и недостаточно богата вокальными эффектами. Спустя десять лет он пересмотрел произведение, переименовав его в «Черевички» и сделав оркестровую фактуру более прозрачной. Премьера обновленной оперы прошла в Большом театре в 1887 году под дирижированием самого Чайковского, что обеспечило ей успех.
«Черевички» получили подзаголовок «комико-фантастическая опера» благодаря своей веселой, зимней атмосфере, где переплетаются серьезное и смешное, реальное и фантастическое. На фоне красочных образов малороссийской природы разворачивается трогательная история любви Оксаны и Вакулы. Чайковский умело сочетал комические и трогательные элементы, создавая насыщенное и увлекательное произведение.
Главная идея оперы заключается в том, что любовь не является меркантильной. Сергей Новиков, режиссер-постановщик «Черевичек», отмечает, что мысль о безусловной любви здесь транслируется очень убедительно. Оксана осознает, что любит кузнеца Вакулу просто за его личные качества, а не за материальные блага.
Эта опера Чайковского, несмотря на свои сложные исторические перипетии, остается ярким и живым произведением, которое радует зрителей своей искренностью и теплотой, и наглядно демонстрирует силу любви и верности.