Опера Джан Карло Менотти «Медиум» — второе обращение режиссера Ильи Ильина к творчеству известного композитора XX века (опера «Телефон» вошла в репертуар театра в 2018 году).
Сюжет «Медиума» композитору подсказала сама жизнь. Однажды, путешествуя по Европе, Менотти оказался в Зальцбурге в гостях у голландца, жена которого, баронесса, проводила спиритические сеансы. Композитор напросился на один из них и стал свидетелем того, что баронесса разговаривала с Дудли, своей рано умершей дочерью. Потом Менотти вспоминал: «Я был в замешательстве, потому что она по-настоящему верила в возможность встретиться с дочерью, и поэтому могла ее видеть, а я не верил и ничего не увидел. Этот случай навел меня на мысль, что вера — это созидательное начало, а скептицизм — разрушительное».
Вместе с другими создателями спектакля Илья Ильин готовит настоящий детектив с необычной развязкой. Финалов будет несколько — и в этом изюминка постановки.
Необычайно одаренная и разносторонняя творческая личность, в историю музыки Менотти вошел как оперный композитор, создавший 25 произведений в этом жанре. Появления опер Менотти ожидали с нетерпением, исполнения широко освещались в прессе, вызывали живой интерес профессионалов и публики. Его самые известные оперы востребованы не только в США, но и по всему миру. «Медиум» — одна из жемчужин его камерного творчества, воплотившая в себе все наиболее ценное, что накапливалось годами и привело композитора к успеху.
Ее премьера состоялась 8 мая 1946 года на ежегодном Фестивале современной музыки в Колумбийском университете. Среди зрителей был Жан Кокто, который так отозвался о «Медиуме»: «Медиум» — это настоящее открытие. Менотти создал магическую атмосферу и психологическое ощущение драматической напряженности. «Медиум» — очень важная веха в современном лирическом театре».