Музыка Моцарта может избавить человека от многих недугов. И это не художественное преувеличение, а результаты экспериментов, которые на протяжении веков проводили врачи. Однако гений, способный дарить счастье и здоровье миллионам людей, сам стал жертвой зависти жестокого отравителя… В эту легенду поверил Пушкин и в своей «маленькой трагедии» обессмертил имя предполагаемого убийцы — композитора Сальери.
Похоже, такой же точки зрения придерживался и Николай Андреевич Римский-Корсаков. «Моцарт и Сальери» — первая опера композитора не на славянский сюжет и уже только поэтому имеет экспериментальный характер. Кроме того, Николай Андреевич поставил задачу выработать новый, «пластический» мелодический стиль, чисто вокальный по своей природе. За основу была взята «маленькая трагедия» Пушкина с незначительными сокращениями. В партитуре процитированы фрагмент из Реквиема Моцарта и ария Церлины из «Дон Жуана».
Спектакль предлагает зрителям насладиться шедевром Моцарта целиком — Реквием звучит вслед за оперой Римского-Корсакова, завершая старый спор о гении и злодействе.