Вам доступен «Яндекс Сплит». Купите билеты сегодня, а оплату растяните — на 2 месяца без переплаты или на подольше с комиссией. Никакие документы не нужны.
Вам доступен «Яндекс Сплит». Купите билеты сегодня, а оплату растяните — на 2 месяца без переплаты или на подольше с комиссией. Никакие документы не нужны.

Царица

Композитор: Давид Тухманов| Режиссёр: Дмитрий Бертман | 12+

описание и фото

Зал «Стравинский»
Премьера: 22 июля 2009 года (Александринский театр, Санкт-Петербург)
Продолжительность: 3 часа с одним антрактом
Композитор: Давид Тухманов
Авторы либретто: Юрий Ряшенцев, Галина Полиди
Режиссер-постановщик: Дмитрий Бертман
Дирижер-постановщик: Константин Чудовский
Хореограф-постановщик: Эдвальд Смирнов
Автор идеи проекта: Лев Лещенко
Опера — не учебник истории, а страсть, любовь и музыка. Поэтому она и вечна. Оперные шедевры живут веками… Однако современная опера на подмостках театральных сцен в наше время представлена мало. Впрочем, в «Геликоне» экспериментов не боятся и от современной музыки «не бегут». В репертуаре театра успешно «живут» произведения наших современников, среди которых — опера Давида Тухманова «Царица» на либретто Юрия Ряшенцева и Галины Полиди.

«Петр Великий создал в России людей, Екатерина II вложила в них души», — так отзывались об эпохе правления великой императрицы ее современники. Постановка оперы Давида Тухманова «Царица», посвященная этой выдающейся личности, поражает грандиозным размахом. Только представьте — для художественного оформления спектакля были использованы 15 тонн декораций, 155 париков, 180 зеркал, 700 свечей и — невероятно! — 400 роскошных исторических костюмов!

«Царицу» играли на сценах Большого театра России и Московской оперетты, а, благодаря масштабным гастролям, организованным Фондом просвещения «МЕТА», геликоновский спектакль покорил более 50 000 зрителей в 15-ти российских городах — от Санкт-Петербурга до Владивостока.
Проект осуществлен Фондом просвещения «МЕТА» при поддержке Финансовой Корпорации «УРАЛСИБ».
«Дмитрий Бертман придумал очень много всяких решений — и режиссерских, и сценических, которые, естественно, не прописаны на бумаге. Насколько я помню, у меня даже ремарок в партитуре нет, а есть только самые общие, условные, обозначения. Но меня особенно поразили хоровые сцены: это колоссальная работа артистов, которые существуют, можно сказать, в традиции мюзикла. Я сам всю жизнь мечтал заниматься мюзиклом. И это было бы мне ближе по роду моей композиторской карьеры. Но теперь я рад, что создал оперу.»
Давид Тухманов
Композитор спектакля

краткое содержание

Акт I


Юная София Фредерика Анхальт-Цербстская прибыла в Россию, чтобы стать великой княгиней Екатериной, супругой наследника российского престола. Теперь, после смерти императрицы Елизаветы, Петр III готовится заключить жену в Шлиссельбургскую крепость и жениться на своей фаворитке Елизавете Воронцовой. Эту весть приносит Екатерине Григорий Орлов. Он клянется, что гвардейские полки приведут ее к власти.
Народ осуждает Петра III и его поведение на похоронах Елизаветы.

Екатерина подводит итог своей жизни с Петром III.

Подстрекаемые к мятежу гвардейцы выступают на стороне Екатерины. В результате государственного переворота Петр III отрекается от власти и погибает в Ропше при невыясненных обстоятельствах.

Екатерина провозглашена императрицей. Взойдет ли вместе с ней на трон Григорий Орлов, так много сделавший для ее воцарения? Екатерина II делает вид, будто не готова сама принять это решение, и обращается к Государственному Совету. Граф Никита Панин оглашает угодный ей вердикт.

Екатерина II, облаченная в мундир Семеновского полка, впервые дает бал в качестве императрицы. Иностранные послы ослеплены «азиатской» роскошью. Главная новость — закат Орлова и появление на горизонте нового фаворита.

Блестящее царствование омрачено восстанием Емельяна Пугачева, выдающего себя за чудом спасшегося царя Петра III. Впрочем, Петербурга достигают лишь вести о крестьянской войне, бушующей где-то на дальних просторах империи — словно на краю света. А следом приходит весть о поражении бунтовщиков и приговоре Пугачеву.


Акт II


Царица счастлива с новым фаворитом — впервые рядом с ней человек, достойный вершить судьбы государства. Вместе с Григорием Потемкиным Екатерина мечтает о завоевании Тавриды.

Готова ли она на этот раз поделиться троном и властью? Кажется, новый брак царицы — дело решенное, однако кругом столько желающих хоть ненадолго добиться расположения государыни, и среди них молодой корнет Платон Зубов. Потемкин ставит царице своего рода ультиматум — уходит в монастырь и ему вроде бы удается вернуть расположение Екатерины.

В честь завоевания Крыма князь Потемкин-Таврический дает в Петербурге до безумия роскошный бал, затмевающий все прежние празднества. Тот, кто в свое время воздвигал в безлюдных южных степях знаменитые «потемкинские деревни», теперь воссоздает на берегах Невы вид Севастополя. Увы, царица покидает бал вместе с Зубовым…

Екатерина Великая играет с внуками. Ее старшая внучка Александра Павловна (Александрина) — уже невеста юного короля Швеции Густава IV, и пока царица мечтает о прочном мире с опасным соседом, молодые люди, полюбившие друг друга с первого взгляда, мечтают о счастье. Министру иностранных дел Платону Зубову поручено подготовить брачный договор. Есть только одно препятствие: шведы требуют, чтобы невеста переменила православную веру на лютеранскую, и Зубов не может ничего с этим поделать. Обручение откладывается, но Екатерина никогда не смирялась с поражением.

Густав вновь не позволяет Александрине сохранить в Швеции свою веру, но и для Екатерины уступки невозможны. Не для того она царствовала тридцать четыре года, чтобы теперь уронить престиж государства, пусть даже от этого зависит cчастье ее родной внучки.
«Я желаю и хочу лишь блага той стране, в которую привел меня Господь; Он мне в том свидетель. Слава страны — создает мою славу» («Мысли из особой тетради»).

рецензии в сми