Последняя опера знаменитого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова так и не была поставлена при жизни ее автора. «…Сколько мытарств пришлось претерпеть бедной опере Римского-Корсакова! Оказалось, что петушку не легче, чем верблюду, пролезть сквозь игольное ушко театральной цензуры. Сколько перьев у него при этом выщипали, сколько красок стерли…», — так современник композитора комментировал историю постановки оперы «Золотой петушок», которая увидела свет лишь после смерти композитора. Премьера состоялась 24 сентября 1909 года в Оперном театре Зимина в Москве, располагавшемся в том самом доме на Большой Никитской, где сейчас находится «Геликон».
90 лет спустя Дмитрий Бертман представил смелый и вызывающий «Золотой петушок» на сцене «Геликон-оперы», вызвавший бурю восторга и споров. К творчеству Римского-Корсакова режиссер обращался неоднократно, в репертуаре «Геликона» представлены и «Царская невеста», и «Садко», и «Кащей бессмертный». Но «Золотой петушок» — особенная опера. Самая парадоксальная, самая яркая, самая многозначная — да мало ли превосходных степеней «самая» можно ей приписать!
Впрочем, и постановок «Золотого петушка» в наше время было немало. В историю оперного искусства вошла гениальная работа Георгия Ансимова в Большом театре в 1988 году. Дирижером-постановщиком тогда стал Евгений Светланов. Кстати, Дмитрий Бертман, ученик Георгия Павловича, участвовал в работе над спектаклем как ассистент режиссера-постановщика.
Спектакль «Золотой петушок» — совместная работа театра «Геликон-опера» и Немецкой Оперы на Рейне (Deutsche Oper am Rhein). «Геликон-оперу» и Немецкую Оперу на Рейне не один год связывают крепкая дружба и партнерские отношения, а Москва и Дюссельдорф — города-побратимы (совсем недавно мы отмечали 25-летие побратимских связей).
Премьера «Золотого петушка» в Дюссельдорфе состоялась в 2016 году. Дмитрий Бертман вместе с лучшими театральными мастерами Европы создал яркий и смелый спектакль. А в июне 2018 года этот спектакль был представлен на сцене зала «Стравинский» в «Геликоне». Где добро, а где — зло? И что нам пропоет золотой петушок?..